takinetak (takinetak) wrote,
takinetak
takinetak

Время

Итак, я пришёл к тому, что всё объективное есть материя, и что субстанцией материи является время. Оно же – потенция к развитию, оно же – пространство.
Отбрасывая напрочь всю идеалистическую чушь о «субстанции», этим словом обозначаю просто-напросто физическую сущность материи. Когда Ленин указывает, что материю в процессе познания следует познать «до уровня субстанции», он имеет в виду материю в самой общей форме, дальше которой уже и познавать нечего, - именно физическую сущность её.
Время является такой самой общей формой материи. Любой объект материи, будь то предмет, организм, процесс, явление, общественная идея и всё остальное, независимо от индивидуального сознания существующее в данный момент, есть прежде всего время – общее для всех этих объектов и особенное (своё) для каждого из них.

Таким образом, время – это бытие, то есть, это пространство существующих в данный момент объектов в их взаимодействии и развитии. Развитие (движение) материи есть формообразование объектов, которое представляет собой искривление пространства, иначе говоря, - длительность.

Время как потенциальная энергия к развитию - это энергия взаимодействия, превращающаяся в кинетическую из-за диалектического противоречия между наступившим и наступающим моментом, то есть, между существующим бытиём (пространством существующих объектов) и новым бытиём (изменившимся пространством).

Тот факт, что формообразование есть длительность, наглядным образом иллюстрируется, например, формообразованием человека как объекта материи (области изменяющегося пространства в виде энергетического сгустка), - с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом до момента прекращения кровотока в мозг, - и это формообразование есть длительность жизни конкретного человека, продолжительность того особенного относительно других объектов времени, которое и является конкретным человеком.

Изучая движущиеся системы, физики сделали вывод об относительности времени в смысле «скорости хода часов»: в системе, движущейся с околосветовой скоростью, утверждают они, «часы» идут медленнее, чем у «внешнего наблюдателя»; сильная гравитация также замедляет время, искривляя пространство значительной массой. Так по известной «картине мира» получается, что время замедляется до предела для нарастающей потенции (для «суперструн») в силу световой скорости колебаний, а для «сингулярности» - в силу её сконцентрированной в точке массы, искривляющей пространство. Это предел как бесконечно малое отличие от «остановки часов». Таким образом, несмотря на так называемый «большой взрыв» сингулярности, она, сингулярность-то, для себя самой существует вечно.
Если же смотреть глубже, то относительность времени обусловлена уже тем, что каждый объект материи – это особенное время в общем времени, образующем существующее в данный момент общее для всех объектов пространство. Бросается в глаза разная продолжительность существования одного объекта относительно другого, следовательно, разная у них скорость формообразования, и, следовательно, по-разному идут их внутренние «часы».

Объективная относительность времени есть материя в её информационной ипостаси. Это вероятность появления события как особенного времени среди всего множества других событий.

Формообразование, то есть, возникновение в результате разрешения диалектического противоречия некой формы материи, - процесс искривления пространства под определённый энергетический сгусток, стало быть, в области искривляющегося пространства (внутри «системы») время замедляется относительно времени какого-нибудь «внешнего наблюдателя». Относительность этого замедления состоит, однако, в том, что по отношению к времени былой системы особенное время «новый объект» ускорилось. Возвращаясь к примеру с человеком: «жизнь» атомов в его организме – это одно время, почти «стоячее» из-за больших скоростей в мире элементарных частиц; жизнь организма – это другое время, ускоренное относительно мира элементарных частиц из-за медленных процессов в организме.
Так называемый внешний наблюдатель замечает изменения наблюдаемой системы, когда в этой системе имеют место относительно медленные процессы.

В общем, относительность времени обусловлена относительностью самостоятельного бытия объектов материи; она имеет место лишь в связи со всеобщим взаимодействием этих объектов. Общее же время одновременно существующих объектов абсолютно, это материя в целом, единое энергетическое пространство.

Время – это процессы, более быстрые или более медленные по отношению друг к другу, разрешающие диалектические противоречия. Очевидно, что «средняя скорость» этих процессов обусловливает тот бег общего времени, который воспринимается человеком, и по отношению к которому отличается особенное время каждого из объектов материи.

Время порождает диалектические противоречия в силу того, что является диалектическим единством противоположностей и представляет собой борьбу наступившего момента с наступающим. Наступающий момент тем и отличается от наступившего, что содержит нечто новое, - следовательно, диалектически противоположное былому. Эта диалектика материи есть, в сущности, потенция к развитию, которая и есть время.
Потенция к развитию – тоже диалектическое единство противоположностей: единство потенциальной энергии взаимодействия и кинетической энергии формообразования, или, другими словами, - диалектическое единство линейного и искривляющегося пространства, которое и есть время.
Тот факт, что время является потенцией к развитию, исчерпывающе объясняет неизбежность наступающего момента; это акт превращения потенции в количество движения, акт разрешения диалектического противоречия между настоящим и будущим. Невозможно избежать того, что будет.
Тот факт, что время является пространством бытия, исчерпывающе объясняет необратимость времени: возврат пространства к прежнему состоянию невозможен. Бытие наступающего момента в любом случае отличается от бытия предыдущего.

Диалектика времени, стало быть, доказывает: диалектические противоположности не превращаются друг в друга «буквально», это качественные превращения. Наступающий момент, как следствие настоящего момента, превращается в причину следующего наступающего момента, только и всего.
Изучая «картину мира», которую рисуют физики, прихожу к выводу: всё необходимое для своего развития материя создаёт, образуя элементарные формы бытия. И процессы этого формообразования являются «работой» времени, разрешающего фундаментальное диалектическое противоречие: появлению любого «начала» событий предшествует его отсутствие.
Тот факт, что время является потенцией к развитию и пространством бытия, диалектическим единством противоположностей, борьба которых приводит к росту количества движения и энтропии, формообразованию объектов материи, а, следовательно, - к изменению информационных измерений материи, - доказывает многомерность времени как самой общей формы материи. Материя ведь многомерна не потому, что существуют какие-то «энные» измерения пространства, в которые мечтают проникать фантасты, а потому, что познаваема в измерениях длительности, длины, объёма, массы, плотности, энергии, емкости, работы, энтропии и так далее. Познаваемость материи и, стало быть, времени, означает восприятие и возникновение в сознании людей субъективной (идеальной) информации. Материя (время) здесь выступает в своей информационной ипостаси, в информационном измерении: познание времени есть познание бытия в ту или иную эпоху.

Две общие формы бытия - природа и общество. Естественно поэтому, что время, как самая общая форма и сама сущность бытия, имеет природные и социальные измерения.
При этом имеем в виду, что любой познаваемый объект материи есть его особенное время и его особенное энергетическое пространство. Следовательно, - и особенное, свойственное данному объекту измерение времени. Всякий раз человек, глядя на какой-либо доступный зрению объект, видит это особенное время, видит сгусток атомов-молекул, видит область особенного пространства, - порой не отдавая в этом себе отчёт, но так оно и есть.

Время имеет и человеческие измерения, хотя тут нет соответствующих измерительных приборов и единиц измерения: физические, психические, психологические, эмоциональные, социально-экономические, национальные, культурные, нравственные, политические, семейные, половые и т.д., - коль скоро время изменяет и тело человека, и психику его; поскольку воспринимается по-разному разными людьми (несмотря на то, что все одновременно живущие люди находятся «в объятиях» общего времени). Сама сущность человека формируется временем - эпохой, в которой существует та или иная совокупность общественных отношений.

Познание материи (абсолютной истины) есть познание времени. И субъективное восприятие времени разными людьми ярко иллюстрирует тот факт, что познание субъективно, что истина в сознании лишь относительна и требует проверки практикой, чтобы стать объективной.

Самый, пожалуй, яркий пример того, что познание истины есть познание времени, - это познание исторических фактов. Не углубляясь в вопросы философского (материалистического или идеалистического) понимания истории, отметим: понять и оценить события человеческой истории невозможно, если не изучить их общее с другими событиями время в смысле соотношения правых и неправых классовых сил и особенное время-событие как разрешение диалектических противоречий.

Для познания характера времени, той или иной эпохи, важнейшим, пожалуй, его свойством является тенденциозность. Развитие вообще представляется как борьба всевозможных тенденций. Тенденция действует как энергетический поток и определённый вектор; это результат действующих законов развития природы и общества и соотношения потенций к развитию в процессе всеобщего взаимодействия объектов. Как весенняя тенденция к потеплению в природе, например.

Естественно, что в обществе тенденциозность развития обусловлена известным из марксизма законом соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил и соотношением потенций к борьбе за классовые интересы.
Итак, всеобщее взаимодействие объектов материи обусловлено временем как постоянной потенцией к развитию. По существу, это взаимодействие каждого объекта как особенного времени с другими формами (объектами) материи и с общим для всех объектов временем-пространством. Это взаимодействие ускоряет формообразование объектов, сокращая длительность их существования, разрушая их, - это наглядно можно видеть на примере старения человеческого организма не только от внутренних причин, но и от жизненных невзгод. В общем, разрушающийся объект, стареющий организм, например, - это ускоряющееся особенное время. Итак, ускорение формообразования есть не что иное, как ускорение особенного времени объекта относительно прежнего состояния объекта, относительно особенного времени других объектов материи и общего времени всех объектов.


Хорошая иллюстрация к характеристике нашего времени. Злоба буржуазиков. Ленин - боец.
Фото - из ЖЖ burckina_new.

Некоторые выводы:
- время (потенция к развитию, пространство) есть субстанция материи, а любая форма материи является субстанцией времени, и это естественный закон диалектики как единственного способа развития;
- объективными свойствами времени как наиболее общей формы и самой сущности (субстанции) материи являются: диалектика, относительность, неизбежность, необратимость, многомерность, тенденциозность;
- диалектика времени есть способ развития материи в её физической ипостаси; относительность времени есть информационная ипостась материи.
Tags: М-философия
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments